ДЕТСКИЙ САД – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ТРИЯЗЫЧИЯ
Учитель анлийского языка Муслимова А.М.
Учитель русского языка Рахметова О.В.
«Казахстан должен восприниматься во
всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками.
Это: казахский язык – государственный язык, русский язык как язык
межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в
глобальную экономику».
Н.Назарбаев
Знание родного и государственных языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира. Формирование в дошкольном возрасте у детей ключевых компетентностей имеет огромное значение.
У детей развиваются способности самостоятельно и творчески решать разнообразные задачи и проблемы, уметь выражать свои мысли и чувства разнообразными творческими способностями.
Полиязычное и поликультурное развитие детей реализуется:
Ø Создание социально-насыщенной языковой среды.
Ø Использование инновационных технологий развивающие ключевые компетенции.
Ø Использование пословиц, поговорок, загадок, дидактических игр не только
на специализированных занятиях, но и в организации жизни и воспитания.
Ø Привлечение к сотрудничеству родителей с целью изучения языков.
Формы организации деятельности:
ü Речевые и фонетические разминки;
ü Стихотворные приемы, рифмовки;
ü Игры, ролевые игры, инсценировки;
ü Рисование;
ü Конструирование;
ü Лепка.
Принципы организации процесса обучения языкам:
Ø Принцип наглядности
Ø Принцип активности и самостоятельности
Ø Принцип последовательности и постепенности: от простого к сложному
Ø При изучении языка необходим творческий подход, основанный на индивидуализации обучения;
Ø Ежедневное использование языкового материала в течение дня (принцип многократного
повторения).
Виды работы на занятиях:
ü Работа над произношением.
ü Работа с игрушкой.
ü Работа с картинкой.
ü Разучивание и декламация стихов.
ü Разучивание песен.
ü Инсценировка коротких рассказов и сказок.
ü Подвижные игры.
ü Дидактические игры.
ü Сюжетно – ролевые игры.
ü Воспроизведение ситуативных диалогов.
ü Рассказ по картинке.
ü Счет до 10.
Для реализации полиязычия необходимы условия:
1. Теоретическая и практическая подготовка педагогов по проблеме полиязычного развития детей.
2. Оснащение предметно-развивающей среды.
3. Выявление эффективных технологий в приобщении детей к изучению языка.
4. Формирование чувства второго языка.
5. Совместная работа ДО и семьи.
Хорошей традицией в нашем детском саду стал выпуск газеты «Моя семья», оформление творческих работ родителей вместе со детьми, которые используются в течение года в работе с детьми по темам «Семья», «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь».
Цель: углубить знания детей о семье, где они родились, историю ее возникновения и становления. В разделе газеты «Семейный календарь» можно узнать: какие государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями. Также проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок —они способствуют сплочению семьи, так как в процесс вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются
знания о родном крае. Мы связываем жизнь детей и их семей с общественной жизнью страны. Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях,
интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Выставки приносят всем чувство радости. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина — начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника. В каждой группе детского сада созданы мини-студии по краеведению, с целью знакомства воспитанников с родным краем. Вторая младшая группа с русским языком воспитания и обучения является экспериментальной группой по внедрению полиязычия с начало учебного года. Занятия проводит воспитатель Калькопф Д.В. которая имеет специальность учитель английского языка. Работа в группе ведется с применением полилингвального компонента (прописывается в технологических картах) . Если педагоги и семья приложат усилия к процессу интегрированного сотрудничества, к решению задач по улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения в духе взаимоуважения, толерантности к этносам, то развитие речевой активности детей в поликультурном языковом пространстве в Казахстане будет на высоком уровне.
Подводя итог, можно констатировать, что развитие речевой активности детей в поликультурном языковом пространстве возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.
В речи детей существуют множество проблем:
· односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
· бедность речи. Недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
· отсутствие умения обосновать свои утверждения;
· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
· плохая дикция.
В методике развития речи детей дошкольного возраста выделяют семь основных задач:
1. Развитие словаря.
2. Формирование грамматической стороны
речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
4. Формирование разговорной речи в
диалоге.
5. Обучение рассказыванию
(монологической речи).
6. Ознакомление с художественной литературой.
7. Подготовка детей к обучению грамоте.
С традиционными методиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные комбинированные методы обучения - ТРИЗ, мнемотехника, моделирование, метод тактильных дощечек и др.
Цель работы: воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении детей.
Задачи развития речи:
1.Воспитание звуковой культуры речи.
2. Обогащение и активизация словаря воспитанников.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.
Для развития и обогащения словарного запаса детей использовался комплекс развивающих игр и упражнений, включающий иллюстративно -графический и игровой материал:
-предметные картинки с изображением различных признаков предметов (цвет, форма, величина);
-сюжетные картинки с изображением действий;
-коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру, по - составным частям, по фактуре (на ощупь);
-муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико –тематическим циклам;
-картотека игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования; различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты, овощи, грибы, ягоды) и т. д.
-технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т. д.).
Педагогическая ценность скороговорок очевидна. Они улучшают работу артикуляционного аппарата и помогают преодолевать косноязычие, способствуют выработке ясной четкой дикции,тренируют фонематический
слух.
В своей работе мы очень часто используем различные игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного
возраста. В речевых играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. В игре развиваются память,
мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность, умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется любознательность, инициативность, творческое воображение. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:
«Продолжи предложение».
Цель игры: развивать мышление, речь, навык правильного
звукопроизношения. «Слова надо говорить громко, потому что …», «Если бы я был волшебником, я бы …»
«Это правда или нет?»
Цель игры: формировать умение находить неточности в тексте. Теплая весна сейчас, виноград созрел у
нас. Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га! – пел соловей. Быстро дайте мне ответ – это правда или нет? «Какое слово заблудилось?».
Цель игры : формировать умение подбирать точные по смыслу слова.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Речевые игры.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ. ОВОЩИ»
«БОЛЬШОЙ -МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: лук – лучок, репа – репка,
огурец – огурчик, помидор – помидорчик и т.д.
«НАЗОВИ ЦВЕТ И ФОРМУ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными.
Например: Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ... Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) —
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ. ФРУКТЫ. САД» «НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному . Например: груша (какая?) – круглая, большая, жёлтая, апельсин (какой?) – большой, сладкий, яблоко (какое?) –вкусное, кислое, сочное и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: сок из яблок - яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из груши —;
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕТСКИЙ САД»
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении простых и сложных предлогов
Например: - Где дети? – В музыкальном зале. – Куда положил игрушку? – На полку.и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Для развития анализа и обобщения. Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:
- чашка, ложка, тарелка, вилка;
(посуда)
- яблоко, груша, лимон, банан;
(фрукты)
- голубь, павлин, утка, цапля;
(птицы)
- собака, корова, свинья, баран;
(домашние животные)
- ромашка, кукуруза, крапива,
ландыш; (цветы)
- зима, весна, лето, осень (времена
года).
EATABLE-UNEATABLE (СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ)
Для проведения этой игры понадобится мяч, лучше всего использовать яркий и достаточно заметный. Ведущий должен бросать участникам мяч и при этом называть различные слова на английском. Если названное понятие относится к продуктам питания и оказывается съедобным, то ребенку надо постараться поймать мяч, сказать Eatable
и бросить его обратно. Если же слово соответствует чему-то несъедобному, то ребенку нужно мяч отбросить и сказать Uneatable.
Для примера, ведущий бросает кому-то из детей мяч и произносит по-английски название какого-то фрукта, скажем, Apple. Ребенок ловит мяч и говорит Eatable. В ином случае ведущий произносит вслух Table, и ребенок, конечно, отбрасывает мяч и говорит Uneatable. С помощью такой игры отлично можно повторить самые разные слова по-английски – как по отдельным темам, так и по любой выученной
лексике.
Is it true or not?
Мақсаты: Заттардың сипаттамалық қасиеттерін ажырата білуге үйрету. Сөздік қорын дамыту.
Ойын барысы: Ойынды доппен ойнауға болады. Педагог балалардың біреуіне допты лақтырып, сөз
тіркесін айтып «Is it true not?» деп сұрақ қояды.
Мысалы: Yellow lemon. Pink piggy. Orange bear. Brown monkey. White snow. Red crocodile. Purple mouse. Grey elephant.