Направления
логопедической работы с детьми,
имеющими тяжелые нарушения речи
Учитель-логопед: Федотова В.Ф.
Основные задачи коррекционного обучения.
1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
4.Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи школьников.
6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Содержание программы
Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений. Логопедическое воздействие при необходимости может
сочетаться с медицинским воздействием – медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим и т. п.
Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:
-степенью выраженности дефекта;
-возрастом ребенка;
-соматическим состоянием ребенка;
-особенностями психики;
-особенностями эмоционально-волевой сферы;
-влиянием микросоциального окружения;
-сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью;
-возможностью использования комплексного воздействия.
Организация логопедического воздействия предусматривает планомерность, поэтапность и целенаправленность.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом.
На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные
особенности.
На индивидуальных занятиях ведется работа над формированием правильного звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в искажении звуков, в отсутствии или замене их другими звуками.
Искажение звука – это когда вместо правильного звука произносится звук, которого нет в русском языке.
Отсутствие звука – выражается в его выпадении в начале слова, в середине или в конце.
Замена звука – когда заменяется звук другим, который имеется в системе языка.
Планработы по формированию правильного звукопроизношения
Iэтап – подготовительный:
А)развитие слухового внимания;
Б) развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата (губы, язык) .
II этап – формирование правильной речи:
А) устранение неправильного произношения;
Б) автоматизация правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей;
В) развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
Занятия начинаются в соответствии с приведенным планом.
I этап
1)Развитие слухового внимания.
Искажения звуков и слов часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные занятия и игры.
2)Артикуляционная гимнастика
Одновременно с развитием слухового внимания необходимо проводить артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, упражнения для активизации мышц мягкого неба пальчиковую гимнастику (Приложение 1) .
II этап Формирование правильного звукопроизношения
На этом этапе должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка:зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в каком положении зубы при произнесении того или иного звука, слуховые (когда ребенок слышит звук, тактильные (когда ребенок осязает, например, прикладывая руку к горлу («жужжание» гортани при произнесении звонких согласных). Занятия по формированию правильного звукопроизношения проводятся в следующей последовательности:
1.Постановка звука;
2.Закрепление (автоматизация) правильного произношения в слогах;
3.Закрепление звуков в словах;
4.Закрепление звуков в предложениях;
5.Различение (дифференциация) звуков, похожих по звучанию или по артикуляции;
6.Закрепление звуков в разговорной речи.
Существует три основных способа постановки правильного произношения.
Первый способ – по подражанию
Перед зеркалом ребенку показывается, как правильно произносится звук. Ребенок слышит звучание, видит артикуляцию и сознательно пытается воспроизвести этот звук. Но это при условии, что у ребенка уже сформированы речевые средства (достаточно
подвижны мышцы артикуляционного аппарата, слуховое внимание) .
Второй способ – механический
Это постановка звуков при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, шарик на палочке, спичка, соска и т. д.)
Третий способ – смешанный.
Механическая помощь требуется для того, чтобы помочь ребенку более полно и точно воспроизвести требуемую артикуляцию, показывая ему в зеркале и словесно объясняя.
После постановки того или иного звука, он автоматизируется в прямых, обратных слогах, далее в словах, предложениях связной речи. Для этого используется различный речевой материал: чистоговорки, тексты, рассказы, стихотворения и т. д.