Ақмола облысы білім басқармасының Көкшетау қаласы бойынша білім бөлімінің жанындағы Көкшетау қаласының "Арай" бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны 
Государственное Казенное Коммунальное предприятие "Ясли - сад "Арай" города Кокшетау при отделе образования по городу Кокшетау Управления образования Акмолинской области

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Направления логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

20.01.2017

Направления

логопедической  работы с детьми,

имеющими тяжелые нарушения речи

Учитель-логопед: Федотова В.Ф.

Основные задачи коррекционного обучения.

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

4.Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи школьников.         

6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Содержание программы

Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений. Логопедическое воздействие при необходимости может

сочетаться с медицинским воздействием – медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим и т. п.

Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:

-степенью выраженности дефекта;

-возрастом ребенка;

-соматическим состоянием ребенка;

-особенностями психики;

-особенностями эмоционально-волевой сферы;

-влиянием микросоциального окружения;

-сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью;

-возможностью использования комплексного воздействия.

Организация логопедического воздействия предусматривает планомерность, поэтапность и целенаправленность.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом.

На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные

особенности.

На индивидуальных занятиях ведется работа над формированием правильного звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в искажении звуков, в отсутствии или замене их другими звуками.

Искажение звука – это когда вместо правильного звука произносится звук, которого нет в русском языке.

Отсутствие звука – выражается в его выпадении в начале слова, в середине или в конце.

Замена звука – когда заменяется звук другим, который имеется в системе языка.

Планработы по формированию правильного звукопроизношения

Iэтап – подготовительный:

А)развитие слухового внимания;

Б) развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата (губы, язык) .

II этап – формирование правильной речи:

А) устранение неправильного произношения;

Б) автоматизация правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей;

В) развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Занятия начинаются в соответствии с приведенным планом.

I этап

1)Развитие слухового внимания.

Искажения звуков и слов часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные занятия и игры.

2)Артикуляционная гимнастика

Одновременно с развитием слухового внимания необходимо проводить артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, упражнения для активизации мышц мягкого неба пальчиковую гимнастику (Приложение 1) .

II этап Формирование правильного звукопроизношения

На этом этапе должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка:зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в каком положении зубы при произнесении того или иного звука, слуховые (когда ребенок слышит звук, тактильные (когда ребенок осязает, например, прикладывая руку к горлу («жужжание» гортани при произнесении звонких согласных). Занятия по формированию правильного звукопроизношения проводятся в следующей последовательности:

1.Постановка звука;

2.Закрепление (автоматизация) правильного произношения в слогах;

3.Закрепление звуков в словах;

4.Закрепление звуков в предложениях;

5.Различение (дифференциация) звуков, похожих по звучанию или по артикуляции;

6.Закрепление звуков в разговорной речи.

Существует три основных способа постановки правильного произношения.

Первый способ – по подражанию

Перед зеркалом ребенку показывается, как правильно произносится звук. Ребенок слышит звучание, видит артикуляцию и сознательно пытается воспроизвести этот звук. Но это при условии, что у ребенка уже сформированы речевые средства (достаточно

подвижны мышцы артикуляционного аппарата, слуховое внимание) .

Второй способ – механический

Это постановка звуков при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, шарик на палочке, спичка, соска и т. д.)

Третий способ – смешанный.

Механическая помощь требуется для того, чтобы помочь ребенку более полно и точно воспроизвести требуемую артикуляцию, показывая ему в зеркале и словесно объясняя.

После постановки того или иного звука, он автоматизируется в прямых, обратных слогах, далее в словах, предложениях связной речи. Для этого используется различный речевой материал: чистоговорки, тексты, рассказы, стихотворения и т. д.

 

 

 

Просмотров: 276


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст