Скоро ваши дети пойдут в школу, в этот жизненный период у детей меняется всё - режим, социальное окружение, появятся новые обязанности и требования и не всегда дети готовы к этим изменениям.
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник - психологическая, физиологическая, интеллектуальная готовность, речевое развитие, развитие личностных качеств, овладение предпосылками простых учебных действий.
Задача родителей и воспитателей, помочь ребенку сформировать готовность к школе.
Учёба – это сложная умственная деятельность,
цель которой – усвоение знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…» Л. А. Венгер.
Критерии готовности детей к школе. Физиологическая группа здоровья и антропометрические показатели соответствуют возрастной норме; развиты движения и координация моторных навыков; развита пространственная ориентация; развита зрительная ориентация; может после активных движений спокойно посидеть и успокоиться.
Родителям рекомендуется: создать условия для возможности сохранения здоровья детей; помочь сформировать необходимые навыки здорового образа жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Социально-психологическая готовность к школе
наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний
наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Родителям рекомендуется:
Не ограничивать взаимоотношения ребенка со сверстниками;
Отмечать совместные праздники, участвовать в активных играх детей;
Развивать умение слушать собеседника, не перебивая его;
Признавать право ребенка на собственное мнение;
Учить ребёнка доказывать свою точку зрения;
Признавать свои ошибки, извиняться перед ребёнком, если это нужно;
Развивать навыки культурного поведения через личный пример;
Учить ребенка переносить поражения;
Создавать атмосферу доверия в общении с ребенком;
Способствовать повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха;
Не пугать ребёнка школой.
Интеллектуальная готовность к школе. Способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, включаться в рабочий процесс.
Умение удерживать в голове поставленную педагогом задачу, анализировать и давать ответ (результат, самого себя проверить.
Хорошо развитая речь, умение мыслить и рассуждать, широкая познавательная база.
Родителям рекомендуется: прививать любовь к чтению, развивать способность пересказывать, сохраняя основную мысль и последовательность действий.
Расширять кругозор ребенка. Развивать опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать.
Развивать речь детей, познавательные процессы во время совместных игр.
Хвалить за малые достижения.
Эмоционально-волевая готовность
Волевая готовность к школе - это умение ребенка управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься.
Для этого необходим определённый уровень развития произвольности.
Произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.
Низкий уровень развития произвольности проявляется в том, что ребёнок не способен долго слушать учителя на уроках, выполнять задания; работать по правилу; работать по образцу; соблюдать дисциплину.
Родителям рекомендуется
Приучать детей выполнять словесные указания;
Играть с детьми в игры с правилами;
Приучать преодолевать встречающиеся трудности своими силами;
Воспитывать организованность и внимательность.
Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.