Психофизиологические особенности развития детей
дошкольного возраста
Консультация
Педагог-психолог Алимчаекова А.М.
Ученые считают, что этапы детства в среднем занимают около 1/10 всей человеческой жизни. Но именно это время крайне значимо для психического и физического развития детей. Раннее детство и дошкольный возраст требуют наибольшего внимания. Именно в этих возрастных периодах развития ребенка закладывается фундамент его будущей успешности, как полноценной личности.
Ранний возраст (2-3 года)
Это Важный период раннего детства, так как именно сейчас начинает формироваться характер маленького человечка. К нему приходит осознание себя, как самостоятельной личности.
Особенности развития:
-Возникновение активной речи.
-Формирование наглядно-образного мышления.
-Усвоение предметных действий.
- Восприятие носит непроизвольный характер.
-Постановка цели в играх и поведении.
- Восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих.
-Основными чертами ребенка 2-3 лет является открытость, честность и искренность.
Ребенок целенаправленно изучает границы дозволенного, внимательно наблюдая за реакцией взрослых Родители ошибочно считают, что он специально выводит их из себя. А малыш просто изучает, что ему можно делать, а что нельзя. Он осваивает основы манипуляции окружающими его людьми. Можно сказать, что он провоцирует взрослых. Поэтому крайне необходимо сдерживаться, не позволяя себе идти у него на поводу.
Рекомендации для развития детей раннего возраста
-Стимулировать высказывания ребенка
-Развитие мелкой моторики рук для активизации речи (пальчиковые игры, рисование, лепка, игры с крупой и т.д).
-Соблюдение четкого режима дня.
-Использование самообучающих игрушек (матрешки, вкладыши, пирамидки).
-Знакомить в играх с цветовым спектром, эталонами форм (основные геометрические фигуры).
Кризисные этапы в развитии детей (в классификации Л.С. Выготского, известного психолога)
-кризис новорожденности;
-кризис 1 года;
-кризис 3 лет;
-кризис 7 лет;
-подростковый.
Возрастной кризис -это нормальное состояние для каждого растущего человека.
Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении
одного этапа развития и начале следующего. В такие периоды появляются новые потребности, меняется поведение ребенка .
Особенности кризиса 3х лет
-Проходит под лозунгом: "Я сам!"
-Рождается самооценка и самосознание ребенка.
-На запреты взрослых все чаще отвечает протестом. Таким образом ребенок отстаивает свои права.
-Ведущей деятельностью становится игра.
-Проводится проверка границ дозволенного.
-Ребенку становится важна успешность или неуспешность в делах и играх
-Бурно реагирует на оценку его дел и поступков, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
-Дети становятся чувствительны к чувствам других людей.
«Кризис 3-х лет» – определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей начинается в 2
года 10 месяцев, а у других в 3,5 года.
Советы по преодолению кризиса 3 лет
-Стараться не нарушать личное пространство ребенка (комната, игрушки...)
-Идти на компромиссы.
- Придерживаться распорядка дня.
-Придерживаться четкой системы запретов.
.