Консультация
«Вред
и польза компьютерных игр для детей дошкольного возраста»
Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной лёгкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными навыками.
Современные дети учатся обращаться с компьютерной мышью раньше, чем с ложкой или горшком.
Для них компьютер – это естественная часть среды обитания, так же, как и автомобиль, стиральная машина, телефон.
Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребёнка.
Компьютер – многовариативный дидактический материал.
Дети и компьютеры практически неотделимы в наши дни. Многие дети школьного возраста и даже дети дошкольного возраста проводят много часов перед компьютером каждый день, поэтому стоит выяснить, какие последствия могут производить компьютеры на глаза детей и их зрение.
Что приносит компьютер: пользу или вред?
Использование компьютеров улучшает готовность ребенка к школе
Хорошая
новость: Последние исследования показали, что использование компьютера среди детей дошкольного возраста фактически улучшает их готовность к школе и повышает успеваемость;
- развивает творческие способности;
- устраняет страх ребёнка перед новой техникой;
- формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;
- позволяет развивать воображение ребёнка, моделируя совершенно новые ситуации,
даже из области будущего и нереального;
- воспитывает внимательность и сосредоточенность;
- обязывает ребёнка действовать в темпе, задаваемом программой;
- позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;
- помогает овладеть чтением и письмом;
- развивает элементы наглядно-образного и логического мышления;
- тренирует внимание и память;
- воспитывает целеустремлённость.
Учёные о положительном влиянии компьютера на ребёнка.
Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.
Специфика компьютерных игр, по мнению Е.В, Зворыгиной, заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить динамику своего творчества.
Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного
способа его реализации.
Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности
регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую
оценку своей деятельности, неодобрение.
Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка.
Компьютерные риски для детей
Но дети, которые проводят много времени перед компьютером, имеют больший риск развития синдрома компьютерного зрения. И многие врачи убеждены, что длительное использование компьютеров детьми, подвергает их риску прогрессирующей близорукости. Поэтому, следите за количеством времени, проведенным вашим ребенком перед компьютером.
Снижение риска близорукости в связи с компьютером Хотя наследственность, по-видимому, играет важную роль в развитии близорукости у детей, некоторые исследования показывают, что напряжение глаз, и в частности
усталость глаз от компьютера может также влиять. Чтобы ясно видеть вблизи, глаза должны приложить усилия фокусировки. Некоторые
исследователи считают, что усталость, вызванная чрезмерной фокусировкой, может привести к изменениям в глазах, что является причиной близорукости. И эксперты согласны с тем, что акцент на изображения на экране компьютера вызывает большую усталость глаз, чем чтение нормальной печати в книге или журнале.
Для снижения риска усталости от фокусировки зрения, многие врачи рекомендуют для глаз частые перерывы в работе с компьютером. Некоторые называют это "20-20-10" правило: Каждые 20 минут ваш ребенок должен оторвать глаз от компьютера и посмотреть на объект, удаленный от него, по меньшей мере, на 20 метров, по крайней мере 10 секунд.
Это простое упражнение расслабляет мышцы фокусировки внутри глаза, что может помочь уменьшить напряжение и усталость глаз, которая может привести к прогрессирующей близорукости.
Влияние компьютеров на детей
Учителя замечают, что с каждым годом у детей всё меньше развито умение воспринимать, воспроизводить или создавать собственные тексты. Так же растет процент детей с нарушениями письменной речи. И всё чаще говорят о
том, что причиной того, что детям сложно овладевать чтением и письмом является то, что они рано и чрезмерно увлекаются компьютером.
Психологи говорят, что у детей, часто играющих в компьютерные игры, развивается агрессия, всевозможные страхи, аутизм.
Педиатры подтверждают вред компьютеров: длительное сидение за ними нарушает осанку, портит зрение, а влияние компьютерного излучения на детский организм до сих пор не изучено.
Но, не стоит бросаться в крайности и навсегда ограждать ребенка от компьютера, как и не стоит
использовать его в качестве громоотвода (сидит за монитором и не шумит, ничего не требует). Если же разумно использовать компьютер, то он сможет стать отличным пособием для обучения (например, чтению), средством общения с малышом.
Уже повзрослевшему ребенку можно предложить создать электронную газету, или страничку в интернете.
Многие дети предпочитают запискам на холодильнике «напоминалки» в компьютере.
Если ваш ребенок уже начал задавать «умные» вопросы, то попробуйте вместе найти ответы на них во всемирной паутине. Для детей в Интернете можно найти множество интересных вещей: посетить виртуальный музей, или принять участие в олимпиаде он-лайн, скачать познавательные презентации и фильмы.
С помощью специальных программ можно научить ребенка рисовать и создавать мультики, записывать музыку. Только не забывайте о том, что компьютерное рисование не заменит красок, карандашей. То же самое можно сказать и о письме.
Компьютерные игры – камень преткновения многих родителей и детей. В вашем доме не должны появляться игры, где надо убивать всё что движется. Вместо них для ребенка можно подобрать развивающие игры. Их сейчас множество – на
любой возраст и на любой вкус.
Чтобы обучение или игры за компьютером не наносили ребенку физический или психологический вред
соблюдайте следующие правила:
1. Источник света должен быть слева от монитора. Ребенок должен сидеть на
расстоянии 50-60 см от экрана.
2.Спина и ноги ребенка должны иметь опору.
3. Обязательно купите монитор с частотой обновления экрана в рабочем режиме не
менее 85 Гц.
4. Компьютерные уроки для дошкольников не должны превышать 15 минут, для младших
школьников 20-ти минут.
5. Обязательно формируйте у ребёнка правильное отношение к компьютеру. И словом, и
действием приучайте его, что компьютер – рабочая машина, и использовать его
можно только для учебы или работы.
Не забывайте и о своевременном компьютерном сервисе, чтобы компьютер долго вам служил и
радовал. Причем обслуживание и ремонт компьютеров доверяйте проверенным фирмам, которые не только отремонтируют, но и установят новейшие обучающие программы. А вот уже обучающим программам ваш ребенок найдет применение.
И самое главное, помните, что в развитии навыков мышления и реального общения компьютер может и
должен играть лишь вспомогательную роль!
Литература
1. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников //
Информатика и образование. 1990. № 6.
2. Зворыгина Е.В., Яворончук Л.А. Развивающие творческие компьютерные игры в дошкольном детстве / Игра и развивающие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995 г.
М., 1995.