Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы
Технологическая карта организованной учебной
деятельности
Старшая группа №7 «Көжектер»
Дата:15.03.2017
Воспитатель: Овтина Е.В
Білім беру саласы. Образовательная область:Социум.
Бөлімдері. Раздел:Самопознание.
Тақырыбы. Тема:Наурыз
– праздник обновления
Мақсаты. Цель:
Білімдік.
Образовательная:закрепить знания о празднике Наурыз;
Дамытушылы. Развивающая:развивать познавательный интерес к природе родного
края;
Тәрбиелік. Воспитательная:Воспитывать уважение к обычаям и традициям казахского народа;
Жабдық және материалдар. Оборудование и материалы:
хрестоматия, разноцветные ленты для шанырака, цветы, песня «Весна», видео,
асыки для игры «Ханталапай», картинки.
Сөздік жұмыс. Словарная работа: гостеприимство
Полигвалдықкомпонент. Полингвальный
компонент:гость-қонақ, a guest, дом- үй,house.
Іс-әрекет кезеңдері Этапы деятельности |
Тәрбиешінің іс-әрекеті Действия воспитателя |
Балалардың іс-әрекеті Деятельность детей |
Мотивациялық-қозғаушылық Мотивационно-побудительный |
Круг радости Держу в руке ленты, приглашаю к себе детей. Здравствуйте, ребята! Вот и весна спешит на встречу, Зима скатилась с горки вниз. Пришел к нам радостный и светлый, Веселый праздник Наурыз. Я приглашаю вас в юрту, чтобы поприветствовать друг друга. Встаньте, пожалуйста, в круг. Возьмитесь за ленточки и скажите друг другу самые теплые слова – такие теплые, как этот яркий, солнечный день: «Наурыз құтты болсын!» С праздником Наурыз! |
Дети встают в круг, берут за ленточку и говорят друг другу пожелания. |
Ұйымдастыру- іздестіру Организационно -поисковый |
Побеседуем. Сегодня мы с вами будем говорить о Новом годе. Какой Новый год весной, спросите вы. Но, именно в ночь с 21 на 22 марта — в день весеннего равноденствия казахи встречали Новый год. «Наурыз» в переводе с казахского — «новый день». Празднование Нового года отмечено своеобразными чертами. Так Наурыз называли также «Улыскyні» («Первый день Нового года»), «Улыстынулыкyні» («Великий день народа»). Отношение народа к Наурызу характеризуется тем, что мальчиков, родившихся в этот день называлиНаурызбай или Наурызбек, а девочек — Наурызгуль или Наурыз. Предлагаю детям рассказать стихи про Наурыз. Символом весеннего праздника Наурыз считается тюльпан. Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане. В золотистом бутоне тюльпана заключено счастье. Никто не мог раскрыть его, и только ребенку удалось открыть тюльпан. И до наших дней, люд, увидев, раскрывшийся тюльпан, испытывают радость, улыбаются. Тюльпаны стали символом праздника Наурыз мейрамы неслучайно. Когда приходят первые весенние дни, а они приходят в марте, наши степи покрываются зеленым ковром трав и разнообразием прелестных цветов. А среди этой красоты тюльпаны радуют наши глаза своею нежностью и согревают своим теплом наши души. С наступлением месяца Наурыз меняется степь. Все ярче становится она и богаче. Природа просыпается, возвращаются перелетные птицы из теплых стран, просыпаются дикие животные от зимней спячки. Люди выходят на улицу, чтобы полюбоваться пробуждением природы, чтобы подышать свежим весенним воздухом, встретиться с соседями и друзьями и пригласить всех за праздничныйдастархан. В этот день готовят традиционное блюдо – Наурыз коже. Считается, что тот, кто отведает это блюдо в праздничный день, тот не будет болеть весь год и весь год проживет в благополучии. На праздничном столе самые лучшие и вкусные явства – это: казы, карта, шужык, курт, иримшик, коспа, чак-чак, кумыс, мучные изделия, различные сладости. И на протяжении всего пиршества не перестает звучать музыка. Предлагаю посмотреть видео «Как готовить Наурыз коже» Я хочу рассказать вам про один древний обычай. В Наурыз дети дарят взрослым первые цветы – подснежники и поздравляют их с началом весны. Взрослые, принимая подарок, спрашивают у детей, о чем они мечтают. После того, как ребенок расскажет о своей мечте, взрослые проводят цветком по лицу ребенка для того, чтобы мечта сбылась. Помечтаем. Ребята, давайте помечтаем. Возьмите из корзинки цветок и загадайте желание. Звучит музыка, дети озвучивают желания. Я беру цветок и провожу им по лицу. Спасибо, твоя мечта обязательно сбудется! Игра «Ханталапай». - Ребята, я предлагаю вам игру, которая называется «Ханталапай». А покажет нам эту игру Динара Жангалиевна. Предлагаю рассмотреть иллюстрации «Обычаи и традиции казахского народа». - Сейчас я хочу показать Вам еще одно видео «Наурыз». Наурыз – любимый праздник казахского народа. Он приходит весной, когда начинается обновления всего живого в природе. Предлагаю исполнить песню «Весна» |
Слушают.
Дети выходят и читают стихи.
Смотрят видео.
Слушают педагога.
Дети берут цветок, загадывают желание. Принимают участие в игре. Рассматривают иллюстрации. Смотрят видео «Наурыз». Дети поют песню. |
Рефлексивті түзетушілік Рефлексивно - корригирующий |
Сегодня мы узнали о древнем празднике Наурыз. Кто запомнил, что это за праздник? Я вам предлагаю, сделаем открытку к празднику, и подарить эту открытку друг другу. |
Ответы детей.
Дети раскрашивают открытку и дарят друг другу. |
Күтілетін нәтиже. Ожидаемый результат.
Біледі. Знать:о празднике Наурыз.
Игерді. Иметь:представления о обычаях и традициях.
Меңгерді. Уметь:кратко самим рассказать о празднике и национальном
блюде.