Взрослый является основным проводником в мир речевого общения и мышления для ребенка, от взрослого зависит и сама организация содержательного детского общения. Внутренний мир малыша, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе, речевые возможности во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Развивая знания об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Главное – чем больше вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком, делайте его предложение распространённым — это обогащает словарь ребёнка. Никогда не поправляйте речь ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно — это побуждает к общению. Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника.
«Я вижу»
Взрослый и ребенок по очереди называют всё, что видят по дороге (машина, небо, дорога и т.д.), игру можно со временем усложнить, добавляя признак предмета (Я вижу белые облака, красные ботинки и т.д.)
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Я знаю пять имен»
Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т.д.
«Приготовим сок»
Из яблок сок… (яблочный);
из груш… (грушевый);
из слив… (сливовый);
из вишни… (вишневый);
из моркови, лимона, апельсина и т. п.
Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например,
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает).
Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).
У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
«Скажи ласково»
Дочь — доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек.
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
«Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы.
Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т.
Подберите слова к глаголам: стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает.